http://www.environment.7-1.ru
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V и VI
Глава VII и VIII
Глава IX и X
Глава XI
Глава XII и XIII
Глава XIV
Глава XV и XVI
О государственном экологическом контроле
О пригородных зеленых зонах городов
Об особо охраняемых природных территориях
Минимальные размеры водоохранных зон
Положение по охране природы в Ивановской области
Область применения
Требования к системе
Руководство по использованию требований
Связь между стандартами
Экологический паспорт предприятия
Термины
Сведения о предприятии
Характер сырья
Характеристика водопотребления
Характеристика отходов
Сведения о рекультивации
Эколого-экономической деятельности
ГОСТ 17.0.0.01-76
ГОСТ 17.2.3.02-78
ГОСТ 17.0.0.02-79
ГОСТ 17.5.3.03-80
ГОСТ 17.1.3.05-82
ГОСТ 17.1.3.06-82
ГОСТ 17.1.3.10-83
ГОСТ 17.5.3.04-83
ГОСТ 17.5.4.01-84
ГОСТ 17.4.3.02-85
ГОСТ 17.5.1.02-85
ГОСТ 17.5.3.06-85
ГОСТ 17.1.3.12-86
ГОСТ 17.1.3.13-86
ГОСТ 17.5.3.02-90
ГОСТ Р 17.2.02.06-99
Требования к системе управления окружающей средой
строительство коттеджа квартира - ремонт и перепланировка строительство дачи стройматериалы Требования к системе управления окружающей средой
Руководство по использованию требований

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРЕБОВАНИЙ

Приложение содержит дополнительную информацию и предназначено для того, чтобы избежать неправильного толкования настоящего стандарта. Приложение касается только требований к системе управления окружающей средой, содержащихся в разделе 4.

А.1 Общие требования

Предполагается, что внедрение системы управления окружающей средой, описанной в настоящем стандарте, приведет к повышению экологической эффективности. В основе стандарта лежит концепция, согласно которой организация должна периодически анализировать и оценивать свою систему управления окружающей средой, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшений и их реализации. Улучшения системы управления окружающей средой должны в результате привести к дополнительному повышению экологической эффективности.

Система управления окружающей средой предусматривает структурированный процесс для достижения постоянного улучшения; скорость и размах этого процесса должны определяться организацией с учетом экономических к других обстоятельств. Несмотря на то, что в результате выбора систематического подхода можно ожидать некоторого повышения экологической эффективности, следует понять, что система управления окружающей средой является средством, дающим организации возможность достичь того уровня экологической эффективности, который она сама себе установила, и систематически контролировать его. Создание и введение в действие системы управления окружающей средой само по себе необязательно приведет к немедленному уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду.

Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить этот стандарт в рамках всей организации или ее отдельной функциональной единицы либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряется для отдельной функциональной единицы либо отдельного вила деятельности, политика и процедуры, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований этого стандарта при условии, что они применимы к данной отдельной функциональной единице либо отдельному виду деятельности, на которые будет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложности системы управления окружающей средой, объем документации и выделяемые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности. Это может быть верно, в частности, для малых и средних предприятий.

Интеграция экологических аспектов с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающей средой, а также в результативность и четкое распределение обязанностей.

Настоящий стандарт содержит требования к системе административного управления, основанные на динамическом циклическом процессе «маневрирование, внедрение, контроль и анализ».

Система должна позволить организации:

а) определять экологическую политику, подходящую для нее самой;

б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду;

в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования;

г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;

д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;

е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления окружающей средой установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;

ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

А.2 Экологическая политика

Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и улучшения системы управления окружающей средой для данной организации, чтобы она могла поддерживать и потенциально повышать свою экологическую эффективность. Поэтому политика должна отражать обязательство высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

Высшее руководство организации должно определить и документально оформить свою экологическую политику в рамках экологической политики более крупной корпоративной организации, частью которой она является, и с одобрения этой организации, если такая имеется.

Примечание — Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию.

А.3 Планирование

А.3.1 Экологические аспекты

Подпункт 4.3.1 предназначен для того, чтобы обеспечить для организации процесс идентификации важных экологических аспектов в качестве приоритетных для системы управления окружающей средой. При этом процессе следует учитывать расходы и время для проведения анализа, также наличие надежных данных. В процессе идентификации можно использовать информацию, уже полученную для регламентирующей или других целей. Организации могут также принять во внимание степень практически осуществимого контроля рассматриваемых экологических аспектов. Организациям следует определить свои экологические аспекты с учетом входной и выходной информации, связанной с их текущими и соответствующими прошлыми видами деятельности, продукцией и/или услугами.

Организации, не имеющей системы управления окружающей средой, следует сначала с помощью анализа определить свою истинную позицию относительно окружающей среды. Целью анализа должно быть рассмотрение всех экологических аспектов организации в качестве основы для создания системы управления окружающей средой.

Организации, имеющие действующую систему управления окружающей средой, могут не проводить такой анализ.

Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

а) требования законодательных актов и регламентов;

б) идентификацию важных экологических аспектов;

в) изучение всех существующих методов и процедур управления окружающей средой;

г) оценку информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.

Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках организации, а также потенциальным аварийным условиям.

Уместный подход к анализу может включать в себя контрольные перечни, интервью, непосредственные проверки и измерения, результаты предшествующих аудитов или других анализов в зависимости от характера деятельности организации.

В процессе идентификации важных экономических аспектов, связанных с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть:

а) выбросы в воздух,

б) сбросы в воду;

в) удаление и очистку сточных вод;

г) радиоактивное заражение местности;

д) использование сырья и природных ресурсов;

е) другие локальные экологические и общественные проблемы.

В этом процессе следует рассматривать нормальные рабочие условия, условия останова и пуска, а также реалистические потенциально возможные значительные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми или аварийными ситуациями.

Этот процесс предназначен для того, чтобы идентифицировать важные экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, и не предназначен для того, чтобы требовать проведения оценки жизненного цикла. Организациям не надо оценивать входные данные о каждом изделии, компоненте или сырье. Они могут выбрать категории видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы идентифицировать те аспекты, которые с наибольшей вероятностью окажут существенное воздействие.

Контроль экологических аспектов продукции и влияние на них существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке. Подрядчик или поставщик организации может осуществлять контроль сравнительно в небольшой степени, в то время как организация, ответственная за проектирование продукции, может существенно менять аспекты, изменив, к примеру, лишь один входной материал. Признавая, что организации могут иметь ограниченную возможность контроля над использованием и удалением своей продукции, им все же следует предусмотреть там, где это осуществимо, надлежащие механизмы переработки продукции и ее утилизации. Это условие не должно привести к изменению или повышению законных обязательств организации.

А.3.2 Требования законодательных актов и другие требования

Примерами других требований, с которыми организация может согласиться, являются:

а) своды правил, применяемые в промышленности:

б) договоренности (соглашения) с государственными органами власти;

в) нерегламентные руководящие указания.

А.3.3 Целевые и плановые экологические показатели

Целевые показатели должны бить конкретными, а плановые показатели — измеряемыми там, где это возможно, там, где это уместно, следует принимать во внимание предупредительные меры.

При рассмотрении своих технологических вариантов организация может предусмотреть использование новейших технологий там, где это экономически возможно, эффективно с точки зрения стоимости и признано уместным.

Упоминание финансовых требований организации не означают, что организация обязана применять дорогостоящие природоохранные методологии.

А.3.4 Программа(ы) управления окружающей средой

Разработка и применение одной или нескольких программ является ключевым элементом для успешной реализации системы управления окружающей средой. В программе следует описать, каким образом будут достигнуты нелепые и плановые экологические показатели организации, включая сроки и персонал, ответственный за реализацию экологической политики организации. Программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать экологический анализ новых видов деятельности.

Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию. Применительно к установкам или существенным модификациям процессов можно рассмотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и в соответствующее время, установленное организацией, вывод из эксплуатации.

А.4 Внедрение и функционирование

А.4.1 Структура и ответственность

Успешное внедрение системы управления окружающей средой возможно только при участии всех сотрудников организации. Поэтому нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды ложится только на экологическую службу. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например на оперативное руководство или штатные службы, помимо экологической.

Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы управления окружающей средой. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления окружающей средой. О больших организациях или организациях со сложной структурой может быть несколько назначенных представителей. На малых или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Высшее руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления окружающей средой. Важно также четко определить основные обязанности по ведению системы управления окружающей средой и сообщить об этом соответствующему персоналу.

А.4.1 Обучение, осведомленность и компетентность

Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Организация должна также требовать, чтобы подрядчики, работающие от ее имени, могли продемонстрировать необходимую подготовку своих служащих.

Руководство должно определить необходимый уровень квалификации, компетентности и образования, с тем чтобы гарантировать возможности служащих, особенно тех, которые выполняют специализированные функции по управлению окружающей средой.

А.4.3 Связь

Организация должна внедрить процедуру получения и документирования необходимой информации и запросов от заинтересованных сторон, а также полготовки ответа на них. Эта процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. В некоторых случаях ответы на вопросы заинтересованных сторон могут включать соответствующую информацию о воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельностью организации. Эти процедуры должны предусматривать необходимую связь с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.

А.4.4 Документация системы управления окружающей средой

Степень детализации документации должна быть достаточной для описания основных элементов системы управления окружающей средой и их взаимодействия, а также для указания пути получения более подробной информации о функционировании отдельных частей системы управления окружающей средой. Эта документация может быть объединена с документацией других систем данной организации. Она необязательно должна быть в виде самостоятельного руководства.

К смежной документации можно отнести:

а) информацию о процессе;

б) организационные схемы;

в) внутренние стандарты и рабочие процедуры;

г) планы на случай аварийной ситуации на месте.

А.4.5 Управление документацией

Назначение 4.4.5 в том, чтобы обеспечить со стороны организаций разработку и актуализацию документов в той степени, которая достаточна для внедрения системы управления окружающей средой. Однако главное внимание организации должны уделять эффективному внедрению этой системы и экологической эффективности, а не комплексной системе управления документацией.

А.4.6 Управление операциями

При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.

А.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.

А.5 Проведение проверок и корректирующие действия

А.5.1 Мониторинг и измерение

При последующем пересмотре стандарта сюда может быть внесен текст.

А.5.2 Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия

При разработке и поддержании в рабочем состояния процедур изучения и корректирования несоответствия организация должна учесть следующие основные элементы:

а) идентификацию причины несоответствия;

б) идентификацию и выполнение необходимого корректирующего действия;

в) выполнение или совершенствование мер контроля, необходимых для избежания повторения несоответствия;

г) регистрацию любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия. В зависимости от ситуации корректирующее действие можно выполнить быстро, с минимальным формальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы. Связанная с этим документация должна соответствовать уровню корректирующего действия.

А.5.3 Зарегистрированные данные

Процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных следует сосредоточить на тех данных, которые необходимы для внедрения и функционирования системы управления окружающей средой и для фиксирования объема, в каком запланированные целевые и плановые экологические показатели выполнены.

Зарегистрированные экологические данные могут включать:

а) информацию о применяемых природоохранных законодательных актах или других требованиях;

б) записи о жалобах;

в) записи об обучении;

г) информацию о процессе;

д) информацию о продукции;

е) протоколы проверок, акты технического обслуживания, протоколы поверок;

ж) информацию о подрядчике и поставщике;

з) отчеты о происшествиях;

и) информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагировании на них;

к) информацию о важных экологических аспектах;

л) результаты аудита;

м) результаты анализа со стороны руководства.

Особое внимание следует обратить на конфиденциальную деловую информацию.

А.5.4 Аудит системы управления окружающей средой

Программа и процедуры аудита должны охватывать:

а) виды деятельности и участки, подлежащие аудиту;

б) частоту проведения аудита;

в) обязанности, связанные с управлением и проведением аудита;

г) передачу сведений о результатах аудита;

д) компетенцию аудитора;

е) способы проведения аудита.

Аудиты могут проводиться персоналом самой организации и/или лицами извне, выбранными организацией. В любом случае лица, проводящие аудит, должны находиться в таком положении, чтобы делать это объективно и беспристрастно.

А.6 Анализ со стороны руководства

Для того чтобы поддерживать постоянное улучшение, пригодность и эффективность системы управления окружающей средой и тем самым свою экологическую эффективность, руководство организации должно анализировать и оценивать эту систему через определенные интервалы. Область распространения анализа должна быть обширной, хотя не все элементы системы управления окружающей средой должны анализироваться одновременно, и процесс анализа может происходить  в течение какого-то периода времени.

Анализ должен включать:

а) результаты аудита;

б) объем, в каком целевые и плановые экологические показатели выполнены;

в) постоянную пригодность системы управления окружающей средой с учетом изменяющихся условий и информации;

г) интересы соответствующих сторон.

Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимого действия

 

Далее

Строительство и ремонт,  квартиры,  дома,  стройматериалы,  магазины строительные материалы и цены 7-1.ru Rambler's Top100 www.7-1.ru рекомендуем